Saturday, 11 June 2011

Отчёт о семинаре: Kata Special Course 2011, 2-5 июня 2011 г., Гросс-Умштадт (Groß-Umstadt)

Традиционный семинар Kata Special Course 2001 прошёл со 2 по 5 июня 2011 года в городе Гросс-Умштадт (земля Хессен, Германия). Тренерский состав: Jean-Pierre Fischer (7 дан), Thomas Schulze (5 дан), Julian Chees (5 дан), Toribio Osterkamp (6 дан), Tatsuya Naka (6 dan), и Hideo Ochi Shidan (8 dan).

Семинар проводится в течении 4-х дней: 3 дня по 2 тренировки, на 4 день - 1 тренировка, после которой проводятся экзамены на ученические степени кю. Участники семинара разбиты на группы: 0-8 кю, 7-6 кю, 5-4 кю, 3–1 кю, 1 дан, 2 дан и выше.

Каждая тренировка посвящена детальному изучению одного ката, хотя другие ката тоже могут быть повторены. Например, на тренировке Hideo Ochi после работы над Gojû Shi Ho Dai мы повторили Gojû Shi Ho Shô, над которым работали в предыдущий день.

Мой отчёт посвящён тренировкам группы "2 дан и выше". Техники, как и везде в моём блоге, я указываю по серии книг Nakayama Masatoshi "Best Karate".

2 июня 2011 г.

1-я тренировка: Jean-Pierre Fischer (7 дан), Nijû Shi Ho

Nijû Shi Ho - моё tokui kata, поэтому для меня это было идеальное начало семинара. Сначала мы повторяли техники ката без стоек, оставаясь в heikô dachi, затем уже в нормальном варианте. Кроме того, сэнсей указал несколько моментов, где допускается исполнение техники в нескольких вариантах. Это мне всегда интересно, потому что при преподавании я всегда показываю эти возможные варианты ученикам. Кое-что я уже знала, кое-что было новым.

Техники указаны по книге Nakayama Masatoshi "Best Karate. Vol. 10. Unsu, Sôchin, Nijû Shi Ho".

1. техники 19-20 можно делать в fudô dachi или zenkutsu dachi
2. два варианта выполнения техник 31-32:
2.1. завершение поворота в sanchin dachi с ryô ken ryô koshi kamae, затем отдельно ryô ken awase zuki
2.2. завершение поворота в sanchin dachi с ryô ken awase zuki, то есть без особой фиксации на ryô ken ryô koshi kamae
3. два варианта выполнения техник 33a-33b:
3.1. как в книге Nakayama Masatoshi "Best Karate. Vol. 10. Unsu, Sôchin, Nijû Shi Ho"
3.2. после 33a hidari jôdan te nagashi uke одновременно с migi naiwan nagashi uke (закрыть центральную линию), далее вращение рук навстречу друг другу в и.п. для техники 33b

Так же мы поработали Nijû Shi Ho oyo: hidari zenkutsu dachi chûdan mae geri — shizentai, шаг назад с техникой 19 Nijû Shi Ho. Здесь важно с помощью блока "пропускать" ногу противника мимо себя, а не пытаться остановить её перед собой.

Завершили тренировку исполнением ката.

2-я тренировка: Toribio Osterkamp (6 дан), Kankû Shô

Тренировка началась с повторения ката, сначала медленно, потом в боевом темпе. Затем сэнсей показал последовательность техник из Kankû Shô, но с некоторыми изменениями:

shizentai, шаг назад с техникой 13 Kankû Shô, техника 14 Kankû Shô; техники 23-24 Kankû Shô, техники 25-26 Kankû Shô; блок ладонями (этого движения нет в книге Nakayama Masatoshi “Best Karate. Vol. 9. Bassai Shô, Kankû Shô, Chinte”), техника 27 Kankû Shô, поворот на 360 градусов отшагивая назад с техникой 29b Kankû Shô; техники 30-31 Kankû Shô; техники 32-33 Kankû Shô; техники 34-39 Kankû Shô, но chûdan mae geri, migi uraken jôdan tate mawashi uchi выше чем обычно, и migi jôdan uchi uke; начало техники 40 Kankû Shô, то есть jôdan haishu uke, но быстро!, jôdan migi mawashi geri назад (в направлении куда был блок), поворот в hidari chûdan kamae в направлении по диагонали вправо от и.п.; отшаг левой ногой назад для падения в финальное положение техники 41 Kankû Shô, взгляд направлен вперёд

Это основа для Kankû Shô oyo, то есть практического применения техник ката. Работа против двух атакующих:

shizentai – одновременно спереди hidari chûdan kamae chûdan mae geri и слева hidari chûdan kamae chûdan oi zuki — шаг назад с техникой 13 Kankû Shô, техника 14 Kankû Shô;

слева hidari chûdan kamae chûdan mae geri с возвратом в стойку и ushiro yori ashi — техника 23 Kankû Shô – chûdan oi zuki — техника 24 Kankû Shô: левой рукой отводящий блок изнутри наружу (что-то типа chûdan gedan barai) одновременно с chûdan gyaku zuki;

справа migi chûdan kamae chûdan mae geri с возвратом в стойку и ushiro yori ashi — техника 25 Kankû Shô – chûdan oi zuki — техника 26 Kankû Shô: правой рукой отводящий блок изнутри наружу (что-то типа chûdan gedan barai) одновременно с chûdan gyaku zuki;

спереди рубящий удар левой рукой сверху вниз — блок ладонями (этого движения нет в книге Nakayama Masatoshi “Best Karate. Vol. 9. Bassai Shô, Kankû Shô, Chinte) – спереди рубящий удар правой рукой сверху вниз — техника 27 Kankû Shô, захват кисти правой рукой, левой рукой подхват под локоть, движение вперёд, болевой на правую руку противника, поворот на 360 градусов отшагивая назад с техникой 29b Kankû Shô;

слева hidari chûdan kamae jôdan oi zuki — техники 30-31 Kankû Shô: hidari yoko uraken uchi как блок, jôdan yoko geri keage, jôdan mawashi empi uchi с одновременным захватом противника;

справа hidari chûdan kamae jôdan oi zuki — техники 32-32 Kankû Shô: migi yoko uraken uchi как блок, chûdan yoko geri kekomi(!), jôdan mawashi empi uchi с одновременным захватом противника;

спереди hidari chûdan kamae jôdan oi zuki – техника 34 Kankû Shô – шаг назад – техники 35-36 Kankû Shô, но chûdan mae geri, migi uraken jôdan tate mawashi uchi выше чем обычно – jôdan kizami zuki – техники 37-39 Kankû Shô, но migi jôdan uchi uke;

сзади hidari chûdan kamae jôdan oi zuki — начало техники 40 Kankû Shô, то есть jôdan haishu uke, но быстро!, jôdan migi mawashi geri назад (в направлении куда был блок), поворот в hidari chûdan kamae в направлении по диагонали вправо от и.п.;

hidari chûdan kamae chûdan oi zuki с направления по диагонали вправо от и.п. — отшаг левой ногой назад для падения в финальное положение техники 41 Kankû Shô, взгляд направлен вперёд

Закончили тренировку исполнением всего ката.

3 июня 2011 г.

3-я тренировка, Julian Chees (5 dan), Gojû Shi Ho Shô

Сначала работали техники ката отдельно, потом всё ката целиком, медленно и в боевом темпе.

Далее работали Gojû Shi Ho Shô oyo:

1. и.п. kôkutsu dachi ryô ken chûdan kakiwake uke – атака слева hidari zenkutsu dachi chûdan oi zuki — шаг левой ногой в сторону противника в zenkutsu dachi chûdan tate shutô uke – chûdan gyaku zuki — отшаг передней ногой назад с подбивающим блоком правой рукой сверху вниз переходящим в захват руки противника, шаг обратно в zenkutsu dachi chûdan oi zuki с одновременным рывком противника на себя другой рукой (то есть kiri kaeshi) – отшаг передней ногой назад с блоком-подхватом кистью левой рукой снизу-вверх изнутри-наружу, переходящим в захват, migi chûdan mae geri с одновременным рывком противника на себя, jôdan oi zuki

2. migi kôkutsu dachi kakiwake uke – связка 1, но теперь взаимодействие с партнёром получается зеркально относительно 1 + – jôdan kizami zuki — отшаг правой ногой назад с подхватывающим блоком shutô, переходящим в захват, руки противника правой рукой, шаг вперёд левой ногой снаружи ноги противника (получается левая нога снаружи правой ноги противника) с jôdan empi uchi под локоть руки противника, поворот на 180 градусов в hidari kôkutsu dachi с типичным движением ката: давить левым коленом на правую ногу противника, беря её на излом, левая рука делает типичное движение ката (техника 15 Gojû Shi Ho Shô), беря на излом правую руку противника

4-я тренировка, Thomas Schulze (5 дан), Chinte

Тренировка началась с отработки отделных техник ката. Важные моменты, на которые сэнсей постоянно обращал внимание: 1) своевременный разворот бёдер (то есть, например, в типичной для Chinte технике ayumi ashi zenkutsu dachi chûdan tate shutô uke разворот бёдер в hanmi должен быть в самый последний момент одновременно с завершением блока), 2) не поднимать плечи вверх (особенно обратить внимание на круговые блоки с большой амплитудой).

Далее мы повторили всё ката целиком и поработали над Chinte oyo: и.п. техника 13 Chinte – migi zenkutsu dachi chûdan mae geri — техника 14 Chinte, вместо migi gedan uchi uke может быть ura zuki, jôdan mawashi empi uchi и т.д.

В завершении тренировки снова повторили ката целиком, но прежде чем делать обычный вариант, мы сделали ката два раза в необычном виде: сначала убрав левую руку за пояс сзади, потом - правую.

4 июня 2011 г.

5-я тренировка, Hideo Ochi (8 дан), Gojû Shi Ho Dai

На этой тренировке мы сначала последовательно, связка за связкой, проработали ката. Интересными были замечания шихана относительно выполнения типичных для этого ката техник.

1. техника 17: левая рука выходит вперёд как на chûdan tate shutô uke, то есть ребром ладони вперёд, правая рука направлена указательным пальцем вперёд и немного вниз, чтобы потом nukite бить прямо вперёд. В книге Nakayama Masatoshi “Best Karate. Vol. 11. Gojû Shi Ho Dai, Gojû Shi Ho Shô, Meikyô” правая рука направлена вверх.

2. техники 18-19: бить прямо вперёд, не сверху вниз (может быть, это более старая версия? В книге Nakayama Masatoshi “Best Karate. Vol. 11. Gojû Shi Ho Dai, Gojû Shi Ho Shô, Meikyô” указаны именно hidari ippon nukite chûdan otoshi zuki и migi ippon nukite chûdan otoshi zuki, то есть удары сверху вниз.)

В завершении тренировки мы сделали несколько раз всё ката полностью, при этом одно из исполнений было с закрытыми глазами.

5-я тренировка, Naka Tatsuya (6 дан), Unsu

Для меня это была самая интересная тренировка. Нака сэнсей - это Тайкан из известного фильма "Kuro obi". Большая редкость когда в художественном фильме снимается человек такого уровня. DVD "Kuro obi" включает в себя дополнительные материалы о съёмках фильма. И эти материалы не менее интересны, чем сам фильм.

Сразу скажу, что тренировка была отличная! Прежде всего, Нака сэнсей "зажигает" группу. Видно, что человек живёт каратэ, понимает каратэ, и хочет научить.

Мы последовательно, по связкам, разбирали Unsu. Сэнсей обращал внимание на важные моменты, например, на то, что при переходе из fudô dachi в zenkutsu dachi пятка задней ноги остаётся на месте.

Было много интересных объяснений общих принципов движения, ньюансов техник. Меня очень порадовало то, что часто при объяснении техники Нака сэнсей обращал внимание на те моменты, на которые я бы и сама обратила внимание, если бы объясняла эту технику.

Делали интересный вариант Unsu oyo, в котором исходное положение для обоих партнёров - seiza:

seiza — seiza, одновременно rei, затем один партнёр атакует, делая выпад вперёд на одну ногу с jôdan oi zuki — уход-падение в сторону, разноимённую атакующей руке противника, с отводящим блоком изнутри наружу одноимённой рукой, chûdan mawashi geri, нижней ногой “зацепить” ногу противника, верхней ногой (которая пробивала chûdan mawashi geri) надавить под колено – противник падает лицом вниз, перевернуться и добвить его mawashi geri в затылок сверху (бывшей нижней ногой). Возможны другие варианты контратаки.

И ещё один вариант Unsu oyo для техник 45-46 (здесь и далее техники указаны по книге Nakayama Masatoshi "Best Karate. Vol. 10. Unsu, Sôchin, Nijû Shi Ho"):

heikô dachi jôdan choku zuki — jôdan te nagashi uke (разноимённой рукой) kara kake uke soshite jôdan choku zuki, той же рукой отводящий блок сверху-вниз изнутри-наружу, другой рукой chûdan ura zuki

Замечания по технике Unsu:

1. техники 19-20: движение рук близко к себе, а не по большой дуге, стойка очень узкая почти на тоже линии, где до этого kiba dachi (В книге Nakayama Masatoshi "Best Karate. Vol. 10. Unsu, Sôchin, Nijû Shi Ho" обычная zenkutsu dachi.)
2. техника 25:
2.1. поворот на пятке
2.2. вертикальная ось проходящая через голову должна сдвигаться вперёд, а не оставаться на месте
3. техники 32-33: тоже должен быть сдвиг вперёд с техникой, см. замечание к технике 25.
4. техника 41: не надо делать специальный замах к плечу, при повороте плечо движется навстречу руке. Тоже самое и в технике 3 Heian Shodan
5. техника 47: сначала развернуть корпус с замахом правой рукой, потом разворот бёдер в стойку с age uke

Закончили тренировку исполнением всего ката.

После тренировки было время сфотографироваться с сэнсеем и попросить его расписаться в будо-паспорте. Я тоже это с удовольствием сделала. Общее впечатление о сэнсее: очень спокойной, улыбчивый, доброжелательный мастер с великолепной техникой, сильный боец и прекрасный учитель.

4 июня 2011 г.

7-я тренировка, Jean-Pierre Fischer (7 dan), Meikyô

Последнюю тренировку семинара для нашей группы снова поводил Jean-Pierre Fischer. Сначала мы так же, как и на тренировке по Nijû Shi Ho повторяли техники ката без стоек, оставаясь в heikô dachi, затем уже в нормальном варианте. Как и при работе над Nijû Shi Ho сэнсей указал несколько моментов, где допускается исполнение техники в нескольких вариантах. Техники указаны по книге Nakayama Masatoshi “Best Karate. Vol. 11. Gojû Shi Ho Dai, Gojû Shi Ho Shô, Meikyô”

1. техника 1: два варианта
1.1. руки вверх и через стороны (это вариант из книги Nakayama Masatoshi “Best Karate. Vol. 11. Gojû Shi Ho Dai, Gojû Shi Ho Shô, Meikyô”)
1.2. руки вперёд и затем развести
2. техника 2a: два варианта
2.1. открытые ладони перекрещиваются
2.2. открытые ладони сводятся друг к другу без перекрещивания (это вариант из книги Nakayama Masatoshi “Best Karate. Vol. 11. Gojû Shi Ho Dai, Gojû Shi Ho Shô, Meikyô”)
3. техника 7: два варианта
3.1. прямой вход на блок
3.2. сначала такой же блок, но правая рука вверху, левая внизу
4. техника 25: два варианта
4.1. руки в стороны
4.2. левая рука диагонально вперёд, правая рука диагонально назад (это вариант из книги Nakayama Masatoshi “Best Karate. Vol. 11. Gojû Shi Ho Dai, Gojû Shi Ho Shô, Meikyô”)

Тренировка завершилась исполнением всего ката, сначала медленно потом в боевом темпе.

На этом семинар был закончен. Между тренировками и по вечерам я обязательно находила время сделать заметки в тренировочном дневнике. Поэтому написать этот отчёт было просто, за основу я взяла свой конспект семинара.

Осу!

No comments:

Post a comment